Сдавать недвижимость в аренду можно разными способами. Сейчас, по данным аналитиков фонда «Институт экономики города», в Москве сдается в аренду 10% всех помещений — это около 400 тыс. объектов недвижимости. При этом значительная часть апартаментов на первичном рынке покупается именно под сдачу — это инвестиционные объекты, приобретаемые не только и не столько с целью последующего заработка, сколько в попытке сохранить сбережения.
Существует несколько способов управлять сдаваемым в аренду объектом, и самые заметные из них — самостоятельное управление или с помощью компании, которая не только найдет арендатора, но и будет сопровождать процесс вплоть до возвращения ключей собственнику.
Исторически сложилось, что россияне чаще сдают жилье самостоятельно, хотя в большинстве зарубежных стран такая позиция считается странной — там эту задачу обычно делегируют управляющим компаниям. По всей видимости, эта разница в подходе обусловлена менталитетом: многие нынешние арендодатели родом из СССР, когда своего у людей было не так много, поэтому сегодня отношение к недвижимости у них очень трепетное — они переживают и за сохранность самой квартиры, и за ее наполнение, и за отношения с соседями. К тому же многие сдают те квартиры, в которых и сами когда-то жили — это дает дополнительный повод трястись за жилплощадь. Таким образом, сдавая жилье самостоятельно, хозяева получают возможность контролировать процесс и сдачи (выбирая арендаторов), и последующего проживания.
Основной аргумент для самостоятельной сдачи жилья в аренду — навязчивое желание тщательно контролировать арендаторов и состояние квартиры. Во-вторых, многие являются приверженцами принципа «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам» (особенно, если учесть, что хозяева всегда знают свою квартиру лучше остальных). А в-третьих, собственники стремятся любыми путями избежать дополнительных трат.
Но в самостоятельном управлении есть и минусы. Наиболее ощутимы они для тех, кто очень ценит свое время, ведь сдача квартиры требует много внимания: поиск новых жильцов, мелкий текущий ремонт и решение будничных вопросов (например, оплата ЖКУ и отслеживание своевременной оплаты аренды).
Прямо противоположный вариант — полностью отдать объект под управление профессиональной компании. Безусловным плюсом является огромная экономия времени: нет необходимости отвечать на звонки претендентов и выезжать на просмотры (которые чаще всего назначаются в неудобное время — в выходные или на вечера будних дней). Все эти заботы берет на себя компания, хотя за комфорт придется заплатить.
Кроме того, агентство помогает составить договор, без которого сдача квартиры — сомнительный и рискованный аттракцион. Выбирая агентство и риелтора, стоит заранее выяснить, оказывают ли эти посредники юридическое сопровождение при возникновении конфликтных ситуаций.
Вопреки расхожему мнению, передача квартиры в управление вовсе не означает, что это будет договор субаренды (чаще всего субаренда подразумевает посуточную сдачу объекта — например, туристам или командировочным). В случае работы через компанию договор заключается напрямую с собственником, а все хлопоты, связанные с взаимодействием с арендаторами, берет на себя менеджер по управлению.
В среднем ежемесячно стоимость таких услуг составляет 8–10% от стоимости аренды квартиры — если платить по фиксированной ставке, то чаще всего можно уложиться в 10–20 тыс. руб.
На рынке высокобюджетной аренды в последнее время набирает обороты сдача объекта с привлечением компании, сопровождающей процесс с момента начала поиска клиента до окончания срока действия договора.
В набор услуг входят разные варианты обслуживания. Так, например, базовый тариф может включать в себя техническое обслуживание (тот самый мелкий текущий ремонт), помощь арендатору в вопросах по квартире (без лишних звонков владельцу) и проверку состояния недвижимости (раз в три месяца — это удобно, если собственник живет в другом городе/стране).
Расширенный тариф обходится дороже, но и набор услуг будет шире. Помимо вышеперечисленных опций, пакет, скорее всего, будет дополнен:
Кстати, говоря о страховке, стоит отметить, что арендаторы редко используют эту возможность, не зная, как ее применить. При этом на рынке аренды страхование в последнее время выходит на новый виток развития — недавно, например, страховой продукт, связанный с арендой, вышел у «Альфа-банка», а ЦИАН запустил сервис по страхованию арендного жилья по подписке.
Можно набрать и индивидуальный пакет услуг, включив, например, опции по поиску арендаторов (вплоть до проверки их платежеспособности) или, скажем, регулярную уборку.
Стоимость работников по техобслуживанию квартиры должна быть обязательно включена в стоимость, а в случае серьезных проблем их работу может покрыть страховка. Впрочем, гипотетический ущерб необходимо различать: бывает естественный износ, а бывают повреждения, нанесенные арендатором. Если речь идет именно о порче имущества, то это ответственность арендатора, хотя агентство-посредник вполне может помочь в поиске мастера по ремонту или при покупке новой мебели взамен испорченной. Если же ущерб связан с естественным износом, то эту проблему берет на себя арендодатель. Вместе с тем ответственность за сохранность квартиры все равно несет арендатор.
Арендаторы считают, что именно собственник должен предоставлять услугу заботы о них. Оплачивая услуги профессиональных «управленцев», собственник зарабатывает на аренде меньше на те самые 8–10%, чем мог бы, но при этом он полностью свободен от проблем с квартирой и экономит массу времени.
Пока российские агентства редко предоставляют услугу по управлению недвижимостью. Среди них встречаются как офлайновые, так и те, кто работает только удаленно — такие компании помогут с оплатой счетов и с доступными через интернет услугами (например, по заказу чего-либо).
При выборе компании, которая возьмет под управление ваш объект, обратите внимание на полный перечень услуг. Обязательным является пункт о возможности компании решать не только мелкие вопросы, но и содействовать при взыскании денег у страховых компаний. Еще одним большим плюсом будет являться возможность помочь в суде, если спор с арендаторами выйдет на столь высокий уровень.
Напоследок я хотел бы дать пару рекомендаций и самим компаниям. В большинстве случаев агентства недвижимости работают по принципу «заключил сделку — растворился». И если 15 лет назад такая позиция вполне имела право на существование, то сегодня, в век жесточайшей конкуренции, необходимо давать немного больше, чем ждут клиенты (и, кстати, другие агентства-конкуренты). В данном случае работает круговая взаимосвязь: если клиенты начнут требовать больше (голосуя рублем и отдавая предпочтение более высокому сервису и качеству), станут подтягиваться и агентства недвижимости. В результате те, кто не смог угнаться за рынком и ответить на запросы клиентов, просто сойдут с дистанции — останутся лишь самые сильные. Рынок в итоге станет только лучше.
Данила Савченко для РБК
Мы свяжемся с вами в ближайшее время